Что такое аутизм и как распознать его на ранней стадии?

В последние годы стало возможным его распознавание и лечение на ранней стадии (когда ребёнку ещё не исполнилось года). Основными симптомами данного заболевания являются:

1. Ребёнок ни с кем не вступает в контакт, его лицо не выражает никаких эмоций в течение длительного времени.

2. На оклик окружающих ребёнок не отвечает, не реагирует на своё имя, на громкие звуки и на обращённые к нему вопросы.

3. Ребёнок в течение длительного периода (от нескольких дней и дольше) ничем не занимается, не проявляет ни игровой, ни трудовой, ни коммуникативной активности, ничто не может его заинтересовать.

4. Наблюдается общая заторможенность в движениях, в действиях, ребёнок замыкается в себе, он отстранён от внешнего мира.

5. Ребёнок высказывает бредовые мысли, идеи, наблюдается фантазирование, не связанное ни со словотворчеством (возраст от 3-х до 5-и лет), ни с игрой, воображением, придумыванием игровых сюжетов, сказок.

6. Ребёнок не проявляет самостоятельности в обращении к окружающим: не просит еды, не просится на улицу, не изъявляет иных желаний.

7. Ребёнок часами, днями сидит в одном положении либо лежит, направив взгляд в одну точку, будто бы поглощённый своими, лишь ему одному известными грёзами. В таком состоянии он может и совершать примитивные персеверативные (повторяющиеся) действия, движения, например, покачиваться на стуле, сосать палец, теребить свою одежду, барабанить пальцами, непрерывно прикасаться к своему телу.

На поздней стадии развития аутизм трудно поддаётся лечению. Требуются длительные занятия с психологом, психотерапевтом, ребёнку обычно необходимо принимать препараты, назначаемые врачом. Также необходимо «расшевелить», увлечь, заинтересовать аутичного ребёнка, уделяя ему много времени и внимания.
С детьми, страдающими аутизмом, проводят арт-терапию, то есть терапию рисунками, рисованием. Психолог сначала просит такого ребёнка что-нибудь нарисовать, потом, если он это делает, неназойливо понуждает ребёнка рассказать о своём рисунке. Тем самым аутичный ребёнок вовлекается в деятельность, развивается его двигательная и речевая активность, и болезнь постепенно отступает.

Очень эффективна при аутизме и сказкотерапия. Необходимо увлечь ребёнка интересным, захватывающим сюжетом, читать (а лучше рассказывать придуманные экспромтом) сказки нужно с выразительными интонациями, громко, чётко проговаривая каждое слово.

Но не следует перенасыщать мозг аутичного ребёнка слишком сильными впечатлениями. То есть хорошо, когда вокруг такого ребёнка есть люди, звучит относительно громкая музыка, мелькают яркие краски… Но всего этого не должно быть слишком много, иначе быстро наступит истощённое состояние нервной системы, а порой даже кома. Из подобного состояния вывести малыша гораздо трудней, нежели он был бы просто заторможен.